Что такое оверклокинг. Что такое разгон? Повышение питающих напряжений из BIOS

Сегодня мы рассмотрим такую интересную вещь, как оверклокинг. Разберёмся в сути, способах достижения и зачем он нужен.

Оверклокинг-английское слово, которое дословно переводится, как «перечасование», но в переводе на русский обозначает разгон. Он бывает, как для процессоров, так и для видеокарт.

В этой статье мы разберём способы оверклокинга для процессора.

Суть разгона

Разгон процессора осуществляется за счёт увеличения частоты ядра и частоты шины.

Есть два очень важных нюанса:

  • Частота ядра должна быть пропорциональна частоте шины;
  • Частота шины не должна быть выше частоты ядра.

Оверклокинг обычно нужен энтузиастам, геймерам, либо бенчерам – людям которые помешаны на результатах Benchmark’а и хотят, чтобы они всегда были выше других.

Разгон процессора-это очень тонкое дело. Тут нельзя уйти ни влево, ни вправо. Однозначно оверклокинг можно сравнить с ювелирным делом.

Сделаешь меньше-компьютер не включиться, сделаешь больше-сгорит.

Но о всех минусах мы расскажем чуть позже, а пока поговорим про плюсы:

  • Увеличение FPS (кадры в секунду) в играх, хоть и небольшое (на 5-10 кадров);
  • Увеличение производительности ПК в целом;
  • Увеличение скорости запуска приложений;
  • Разогнанный процессор неплохая временная замена видеокарте.

Почему временная? Потому что вечно на встроенной (интегрированной) видеокарте сидеть нельзя, в конце концов сгорит вся материнская плата, в лучшем случае один процессор.

А неплохая, потому что процессор будет работать за счёт большого объёма оперативной памяти, а если у вас её нет, то разгонять процессор смысла нет.

Разгон процессора (а чаще видеокарты) иногда не имеет смысла и в том случае, если он уже был разогнан на заводе.

Если вы покупали процессор (видеокарту) не у официального производителя, таких как ATI или NVidia, то его разгоняют и продают чуть дороже, ссылаясь на то, что он якобы производительнее.

Особенно такие случаи попадаются в зарубежных интернет-магазинах Amazon, EBay и других.

Способы достижения цели

Разгона процессора вы можете добиться как через BIOS, так и прямо из системы. У каждого из способов есть свои плюсы и минусы, и мы сейчас их рассмотрим.

Разгон через BIOS.

Для начала вам необходимо зайти в BIOS. Делается это при запуске компьютера соответствующей кнопкой.

В нашем случае он запускается кнопкой Del. Узнать свою кнопку вы сможете, если будете внимательно читать надписи на начальном этапе запуска компьютера.

Вход в BIOS обычно на экране идёт первым и часто пишется Run BIOS Setup. Но, повторимся, всё зависит от версии BIOS’а и от вашей материнской платы.

Зайдя в BIOS, вы должны найти такое меню, как Advanced. Там будут два пункта: CPU Tuning и PCI Clocking (у вас они могут называться по другому).

Зайдя в каждое из них, вы можете менять частоту ядра и шины соответственно. Но будьте осторожны: процессор, у которого заводская частота 200 МГц на ядре, не сможет разогнаться до 300 или 290.

Не стоит резко поднимать частоту. Вы должны делать это постепенно, добавляя по 2-5 МГц.

У разгона через биос есть один плюсы: если вы сделали ошибку, то вы сможете всё сбросить до заводских настроек несколькими перезагрузками или через специальный рычажок на плате.

Рычажок нужно оттянуть в нужную сторону, подождать 5 секунд и биос станет прежним.

Ещё один плюс - это то, что компьютер не будет зависать при разгоне, в отличии от разгона через программы. Но явный минус такого разгона - это то, что вам придётся все время перезагружаться, чтобы применить изменения.

Но все же этот способ безопаснее разгона через программы.

Разгон через систему (программы).

Если вам кажется сложным разгон через биос, то можно попробовать разогнать через программы.

Все описанные программы вы сможете скачать как на официальных сайтах, так и на форумах и файлообменниках абсолютно бесплатно.

Хотим вас предупредить, что ни одна программа в мире не застрахована от ошибок, так что вся ответственность будет лежать только на вас (программы будут об этом тоже напоминать).

Итак, начнём с программы для процессоров AMD.

Называется она AMD Overdrive.

Программа очень проста в использовании, она предупреждает пользователя об опасности и имеет ряд интересных функций, среди которых предоставление общей и подробной информации о каждой части компьютера, изменения частот ОЗУ, процессора, бенчмарк, тест стабильности, управление кулерами, а также Auto Clock.

Последнее самое интересное. Мы встречали эту функцию только в этой программе.

Её суть заключается в том, что она сама добавляет необходимое кол-во герц и тестирует процессор. Если всё проходит нормально, то она добавляет следующие 1-5 мега герц и так далее.

К тому же, если вдруг система зависла, то Auto Clock запоминает последнее нормальное значение и в следующий раз показывает его в меню. Это, пожалуй, единственная особенность программы.

Следующая программа-MSI AfterBurner.

Особенность софта заключается в интерфейсе: он очень красочный и оригинальный. К тому же, можно применять разные скины. Их около пяти.

Также есть такая программа, как MSI Kombustor.

Это программа (а точнее, дополнение к программе), которая позволяет проводить тест на количество кадров в секунду. Если вы будете скачивать AfterBurner с официального сайта, то Kombustor тоже предложат. Конечно же, вы можете от него отказаться.

К тому же, в утилите предусмотрена функция записи видео и создания снимков экрана, но об этом в другой раз.

Изначально, установив программу, ничего изменить у вас не получится. Вы сможете только наблюдать график и ползунки, которые вы можете перетянуть только влево, что даже после подтверждения ни к чему не приведёт.

Если вы хотите заняться оверклокингом с этой программой, то стоит «пошаманить» в настройках.

Для этого зайдите в настройки, в первой вкладке найдите раздел «Свойства совместимости» и отметьте галочку в строке «Разрешить управление видеоадаптером и мониторинг».

Но если у вас процессор фирмы AMD, то придётся поставить галочку и в разделе «Режимы совместимости AMD» и отметить там галочкой «Расширить пределы для официального режима разгона». После этого сохраняем настройки.

Программа попросит перезапустить приложение, но тут есть подвох.

Перезапустится весь компьютер, так что проще в подтверждении отменить, и перезапустить вручную. После этого вы сможете разгонять процессор.

Intel XTU (Extreme Tuning Utility).

Последняя программа Intel XTU (Extreme Tuning Utility) работает только с процессорами от Intel.

Если вы попытаетесь установить программу на компьютер с процессором другой фирмы, то установка так и не завершиться, уведомив о том, что пользователь пытался установить программу на несовместимое оборудование.

Программа по своим способностям нисколько не отличается от предыдущих. Скачать вы её сможете на официальном сайте Intel.

Риски разгона

Конечно же, чтобы вы ни делали со своим компьютером, как бы над ним не «извращались», всегда будут свои риски. А у разгона они самые худшие.

Если все неправильно сделать, то можно просто остаться без компьютера.

Самый главный и единственный риск, от которого растут все остальные-это перегрев.

Вы всегда должны следить за температурой своего процессора. Делать это можно как через программы для разгона, так и через специальные другие программы для мониторинга, к примеру, Speccy от Piriform или Core Temp.

Если вы решили заняться оверклокингом, то вы должны убедиться, что у вас в системном блоке есть нормальное . Если температура станет выше 70-ти градусов, то последствия этого будут плачевные, сгорит CPU.

Ну а вместе с процессором могут сгореть системная плата, оперативка и видеокарта. Так что, как говорится, семь раз отмерь-один раз отрежь. Будьте аккуратны и не требуйте от своего компьютера невозможного.

Надеюсь, статья помогла вам полностью разобраться в этом нелёгком деле, как разгоне процессора. Всем желаю успехов, до новых встреч!!!

Обычно разгону подвергаются процессор, видеокарта и оперативная память.

Процессор (Central Processing Unit, CPU) - это один из основных компонентов компьютера, который выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех комплектующих.

Физически процессор представляет собой интегральную схему (тонкую пластину кристаллического кремния прямоугольной формы), на которой размещены электронные схемы, реализующие все его функции. Кристалл-пластинка обычно помещается в плоский керамический или пластмассовый корпус и соединяется золотыми (медными) проводками с металлическими штырьками (выводами, с помощью которых процессор входит в процессорное гнездо на материнской плате компьютера).

Основные характеристики процессора: тактовая частота, разрядность и размеры кэша первого и второго уровней.

Существует два типа тактовой частоты: внутренняя и внешняя.

Внутренняя тактовая частота - это тактовая частота, на которой функционируют электрические схемы внутри процессора.

Внешняя тактовая частота (частота системной шины) - это тактовая частота, с которой происходит обмен данными между процессором и оперативной памятью компьютера.

Разрядность процессора определяется разрядностью его регистров.

Компьютер может одновременно оперировать ограниченным набором единиц информации. Этот набор зависит от разрядности внутренних регистров. Разряд - это хранилище единицы информации. За один рабочий такт компьютер способен обработать столько информации, сколько может поместиться в регистрах.

Если регистры могут хранить восемь единиц информации, то они 8-разрядные и процессор 8-разрядный (если регистры 16-разрядные, то и процессор 16-разрядный и т. д.). Чем выше разрядность процессора, тем большее количество информации он сможет обработать за один такт.

На текущий момент применяются 32- и 64-разрядные центральные процессоры.

Поскольку скорость работы центрального процессора отличается на порядок от скорости оперативной памяти, то для более интенсивного обмена данными между ними применяется специальная быстродействующая память, которая называется кэш. Она играет роль своего рода буфера между процессором и оперативной памятью компьютера. Существует два типа кэша: первого и второго уровней.

Объем кэш-памяти первого и второго уровней влияет на производи­тельность процессора (обычно чем больше объем, тем выше производительность).

На сегодняшний день существует несколько типов процессоров, основными из которых являются процессоры Intel и AMD. Стоит также упомянуть о том, что создание процессоров идет по двум направлениям: процессоры для персональных компьютеров и процессоры для переносных устройств (ноутбуки, КПК, PDA и др.).



Процессоры второго направления характеризуются уменьшенным потреблением энергии, что особенно важно для данного типа устройств.

Итак, что же такое разгон, или, более точно, оверклокинг? Оверклокинг (overclocking) - это действие пользователя, направленное на изменение режима работы устройства путем увеличения его производительности. Чаще всего разгон осуществляется за счет повышения напряжения, увеличения частоты работы устройства и охлаждения.

Как ни странно, оверклокинг дарит сам производитель. А получается это следующим образом. После изготовления партии процессоров все они проходят тест на выявление брака или погрешности, результаты которого должны быть не хуже тех показателей, которыми обладает теоретический (эталонный) экземпляр.

Таким образом, в результате проверки отсеиваются те процессоры, которые не смогли показать нужных результатов. Чтобы не допустить излишек производства, производитель не уничтожает такие процессоры, а просто на несколько позиций понижает требования к ним (в результате получаются работоспособные процессоры, но с более низкой тактовой частотой или напряжением). Таким образом, существует две группы процессоров.

Процессоры, имеющие заявленную высокую тактовую частоту. Разгон таких процессоров также возможен, но на менее высокие показатели.

Процессоры, имеющие более низкую заявленную тактовую частоту. Они представляют наибольший интерес, поскольку диапазон частот, на котором сохраняется работоспособность процессора, может составлять 200-500 МГц. Поэтому, имея, например, процессор Pentium 4 2,4 ГГц, можно разогнать его до Pentium 4 2,8 ГГц и выше.

В CMOS-памяти находятся параметры, которые инициализируют подключенные к компьютеру устройства и компоненты, а также настройки, используемые этими устройствами в дальнейшей работе. В частности, в BIOS Setup можно настроить скорость работы оперативной памяти, частоту шины процессора, скорость локальных портов компьютера и многое другое. Это означает, что он является тем первым фактором, который непосредственно связан с производительностью компьютера.

Очень часто BIOS Setup используется для разгона комплектующих компьютера (например, процессора и оперативной памяти). Однако с этим нужно вести себя очень осторожно. Не стоит забывать, что нестандартные условия работы устройств могут негативно сказаться на них (уменьшение в несколько раз сроков эксплуатации в результате резкого повышения температуры устройства). Частые сбои и зависания почти однозначно говорят о том, что вы слишком злоупотребили возможностями разгона.

С другой стороны, с помощью настроек в BIOS Setup можно и замедлять работу устройств (довольно часто так необходимо поступать с оперативной памятью). При использовании разных типов памяти «умеренные» параметры позволяют стабилизировать их работу.

Воистину, человеческие потребности безграничны. Вся наша жизнь строится на основе этой прописной истины. Все мы стараемся оставить как можно больше столбовых камней на своем пути и достичь новых высот. Все мы постоянно участвуем в бешеной гонке на выживание, пробиваясь сквозь болота и заросли будничных неурядиц, преодолевая мыслимые и немыслимые барьеры, неутомимо создаваемые для нас окружающим миром. И смело пытаемся набрать как можно большую скорость в этом безудержном движении вперед.

Но порой наступает момент, когда уже просто жизненно необходимо хоть ненадолго остановиться, отпустить руль, снять ногу с педали газа и, смахнув пот со лба, хорошенько поразмыслить: а правильный ли темп нами выбран, соответствует ли он действительной надежности и совершенству нашего гоночного кара, и не случится ли так, что на самом трудном и ответственном вираже его пламенный мотор заглохнет или полетит трансмиссия?

Именно такие мысли возникают у вашего покорного слуги, если речь заходит об очень популярном в рядах пользователей занятии, звучно именуемом оверклокингом. Есть, правда, и родное, русскоязычное наименование этого феномена - разгон. Но последнее слово в большей мере относится все-таки к демонстрациям пацифистов, чем к компьютерным системам, поэтому в современном лексиконе оно употребляется все реже и реже. Тем не менее, как бы мы не называли этот увлекательный процесс, суть его одна - увеличить частоту тактового сигнала микропроцессорных компонентов и устройств оперативной памяти ПК на определенную величину относительно штатного (типового) значения и получить в результате «бесплатное» повышение быстродействия компонентов ПК.

Действительно, оверклокинг - это феномен, причем уже глобального масштаба. Если раньше он был уделом только энтузиастов компьютерного андэграунда, увлекавшихся перепайкой процессоров и «кварцев» (кварцевых осцилляторов), то теперь буквально каждый домашний компьютер в предельно упрощенной и чрезвычайно дружелюбной форме предлагает даже самому зеленому новичку вкусить полузапретный плод «совершенно безвозмездного» повышения быстродействия ПК. Сегодня оверклокинг становится уже целым мировоззрением, своего рода новой религией. И пастыри, провозглашающие постулаты «процессор без разгона - не процессор», «материнская плата без функций оверклокинга - бестолковый кусок текстолита», «разгоняйте, и да пребудет с вами бесплатная сила самых быстрых процессоров» и т. д. и т. п., конечно, без паствы не остаются.

Между тем, такое положение вещей вызывает неоднозначную реакцию среди компьютерных профессионалов и экспертов. Мнения разделяются вплоть до диаметрально противоположных. Одни специалисты утверждают: «Оверклокинг - в целом благо для пользователя, если подходить к нему с умением и осторожным оптимизмом. Можно немного сэкономить, но получить вполне качественную и быстродействующую разогнанную систему, эквивалентную более дорогому ПК!». Другие гневно возражают: «Оверклокинг - сыр в мышеловке, не имеющий ничего общего с экономией. Независимо от умения или оптимизма пользователя компьютер все равно ставится под удар при разгоне. Это все тонкий маркетинг, направленный против кошелька потребителя. Чем больше железа будет ломаться, тем больше будут покупать!». И если вдруг носителям этих двух идей подворачивается возможность задушевно подискутировать, то разгорается нешуточная сеча с применением оружия массового поражения в виде смачных ругательств или даже рукоприкладства. :)

В самом деле, что же представляет собой оверклокинг? Действительно ли это, образно говоря, дешевый и надежный автомат Калашникова, легко обставляющий аналоги и не дающий осечки, если уметь с ним обращаться? Или же напротив, это граната с сорванной чекой, завернутая в цветастый фантик «заботливыми» производителями компьютерных компонентов и вложенная в руки незадачливого пользователя? Давайте попробуем разобраться, тщательно взвесив плюсы и минусы феномена оверклокинга!

Практические аспекты

Итак, для начала попытаемся выяснить, зачем же все-таки пользователи неугомонно стремятся повысить быстродействие своих компьютерных систем путем оверклокинга, какие цели ими при этом преследуются и достигаются ли они на практике.

Не секрет, что основное применение среднестатистического домашнего ПК - это, прежде всего, игры. Сторонники оверклокинга заявляют: «Разгон позволяет увеличить производительность компьютера в играх». И в подтверждение своих слов показывают тонны распечаток оверклокерских статей, приводят массу ссылок на обзоры с игровыми тестами железа, где наглядно виден прирост (порой очень весомый) числа кадров/с, баллов, попугаев и прочих единиц оценки игровой производительности ПК. Казалось бы, вполне реальный и осязаемый плюс оверклокинга, как говорится, на лицо: производительность-то действительно увеличивается! Однако когда речь заходит об игровых тестах, из зоны всеобщего внимания постоянно ускользает один очень важный момент: а отражают ли эти тесты реальный геймплэй в той или иной практической ситуации? Парадоксально, но, как правило - нет! Не отражают и в помине!

Типический случай: некоторая штатная компьютерная система демонстрирует в какой-то одной популярной стрелялке, скажем, 130 кадров/с, а в другой, крутой и супернавороченной - 35 кадров/с. При умеренном оверклокинге (немного подразогнаны процессор и видеокарта) получаются 145 и 40 кадров/с. Дале в ход идет экстремальный оверклокинг (разгон процессора и видеокарты по самое не хочу, усиленный твикинг памяти, твикинг операционной системы), и система демонстрирует уже 200 и 55 кадров/с, соответственно. Прирост скорости, кажется, просто очевиден! Но реальный геймплэй, между тем, практически не претерпевает изменений! Не верите? А зря!

Геймплэй первой стрелялки итак находится уже на весьма приличном уровне даже в штатной конфигурации системы, и при разгоне (будь то умеренный или экстремальный) никаких реальных преимуществ не получается: как «тормозов» не было, так их и нет, качество графики не улучшается (наоборот, может только ухудшиться вследствие разного рода артефактов), количество поверженных врагов отечества возрастать и не думает. Со второй стрелялкой выходит примерно такая же ситуация, но в несколько ином ракурсе: там как были «тормоза» в случае штатной производительности системы, так они остались и при разгоне (даже экстремальном), графика не изменяется, либо ухудшается, и злобные монстры-мутанты по-прежнему продолжают нещадно крошить неповоротливого игрока. Сходной, кстати говоря, будет картина и в других игровых приложениях, где скоростные показатели не менее важны (авто-, авиасимуляторы, экшены и т. п.). Другими словами, как видим, тестовый «прирост скорости» иметь место-то имеет, но ощутимой практической пользы он не привносит, за исключением разве что психологической удовлетворенности от достигнутых «результатов» оверклокинга в виде восхитительных значений fps. :)

Таким образом, тезис «разгон позволяет увеличить производительность компьютера в играх», безусловно, правильный, но на деле толку от этого увеличения в различных шутерах/экшенах получается обычно совсем немного. Ко всему прочему, среди заядлых геймеров не меньшую популярность снискали игровые приложения, почти что вообще индифферентные к оверклокингу (стратегии, ролевые игры, квесты и т. д.). Все это в итоге ставит целесообразность разгона в применении к играм под очень и очень большие сомнения!

Вторая трудовая повинность типического домашнего ПК - функционирование в качестве мультимедийной станции (музыка, фильмы, обработка аудио-, видео-, фотоматериалов и т. д.). Сторонники оверклокинга заявляют: «Разгон позволяет увеличить производительность компьютера в мультимедийных приложениях». И в подтверждение своих слов вновь ссылаются на статьи и обзоры, но посвященные уже мультимедийным тестам и исследованиям. Да, действительно, тесты опять показывают определенное превосходство разогнанных систем над штатными конфигурациями. Вот, казалось бы, нерушимый плюс оверклокинга наконец-то найден! Пусть с играми и не все гладко, но с мультимедией-то уж полный порядок должен быть, ядрррена вошь! :)

Однако здесь у скептически настроенных пользователей появляется ряд вопросов, с которыми они спешат обратиться к специалистам. Их диалог получается, надо сказать, очень интересным!

Скептики (заинтересованно): - Как разгон влияет на воспроизведение музыки?

Специалисты (особо не задумываясь): - Или никак, или негативно. Практика «разгона по шине» обычно не очень-то благоприятно влияет на работоспособность некоторых звуковых карт и мультимедийных плат ввода-вывода. Интегрированные звуковые решения также не чувствуют себя действительно комфортно в этих условиях.

Скептики (не менее заинтересованно): - А как влияет разгон на воспроизведение фильмов (DivX/DVD)?

Специалисты (задумавшись на пару секунд): - Скорее негативно, чем позитивно. Аккуратный разгон может быть полезен только на очень маломощных конфигурациях компьютеров. Для большинства современных, причем даже «бюджетных» конфигураций ПК (которые на практике прекрасно справляются с типичными аудио-видео потоками) разгон или просто бесполезен, или вреден.

Скептики (немного озабоченно): - А что вы скажете относительно процедур конвертирования файлов различных мультимедийных форматов? Помогает ли здесь разгон?

Специалисты (скрывая улыбку): - Мы, конечно, не думаем о секундах свысока, но тем не менее… Не важно, закончится ли конвертирование на минуту другую позже, или наоборот раньше, главное, чтобы оно закончилось, и без эксцессов!

Скептики (озабоченно): - А скажите, может ли сильный разгон плохо повлиять на работу интерфейсов - USB, например? Вроде проскакивала где-то подобная инфа…

Специалисты (улыбаясь): - Да, есть немало случаев отказа портов USB. Это связано как с не совсем корректным дизайном некоторых пострадавших материнских плат (в основном, платформы AMD), так и с разгоном в частности (особенно если он производится «по шине»). Друзья, это ж просто сущие мелочи, необдуманный разгон может еще и не такие подарочки преподнести!

Скептики (умиротворенно): - Получается, если использовать компьютер в основном как мультимедийную станцию, то с разгоном все-таки лучше не связываться?

Специалисты (широко улыбаясь): - Судя по всему, именно так!

Пожалуй, после просмотра «листинга» этой увлекательной беседы какие-то дополнительные комментарии с моей стороны (как арбитра и внимательного слушателя) относительно мультимедийной «целесообразности» оверклокинга уже не требуются.

Третья основная обязанность домашнего ПК - разнообразная «офисная» работа (вебсерфинг, тексты, художественно-оформительское творчество и т. п.). Сторонники оверклокинга заявляют: «Разгон полезен и в офисных приложениях, так как позволяет увеличить производительность компьютера в этих задачах». И в который раз призывают на помощь статьи и обзоры, демонстрирующие превосходство разогнанных систем над штатными, но теперь уже в «бизнесс-тестах». Однако, как следовало ожидать, скептики вновь не дремлют и тут же парируют с некоторой долей сарказма: «Позвольте, господа оверклокеры, а у вас компьютеры одни только тесты и гоняют, наверно? Может быть, ваш оверклокинг помогает быстрее распечатать свежескаченный реферат? Ваш разогнанный компьютер наверно и интернет ускоряет? Не замечали, буковки в текстовых редакторах тоже быстрее пропечатываются?»

Шутки шутками, но если рассуждать здраво, скептики целиком правы, как ни крути! На кой банан типическим офисным приложениям дался оверклокинг, если с задачами просмотра интернета, обработки текстов, создания вполне приличных документов-презентаций и т.п. итак неплохо справляются даже хилые «бюджетные» системы?! Куда и главное, зачем там что-то еще разгонять? Конечно, есть «офисные» задачи, требующие серьезных вычислительных мощностей от ПК - например, тяжеловесные экономические/бухгалтерские программы, различные процедуры обработки файлов-документов гигантского размера и т. д. Но не надо забывать, что стоимость таких документов может иногда на порядок превышать стоимость самого ПК, оверклокинг в этих условиях неприемлем по определению (хотя бы потому, что им тривиально некогда или некому заниматься). Люди просто пойдут и купят систему на основе процессора Intel Pentium 4 3,06 ГГц и материнской платы от той же Intel, после чего будут радоваться жизни, на пушечный выстрел не подпуская тень оверклокинга. :)

Что имеем в итоге? Похоже, одни только сладкие речи адептов оверклокинга, который, по их мнению, открывает для рядового прижимистого пользователя широчайшие перспективы халявного повышения потребительских качеств ПК. Реальных практических плюсов в пользу этого дела пока не видно (минусы, между тем, уже начинают потихоньку проклевываться). Единственный плюс (скорее социально-психологический, а не практический) - начинающий пользователь, приобщенный к оверклокингу, может смело похвастаться своими достижениями перед приятелями и, как правило, быстрее других познает азы компьютерных наук.

Между тем, так ли безоблачен и увлекателен путь оверклокера, как его стараются обрисовать приверженцы разгона? Все ли эксперименты пользователей по-партизански выдерживают их компьютеры? И не возникает ли у подопытных ПК, так сказать, головокружения от успехов? Давайте выясним!

Технические аспекты

Обычно каждый оверклокер, пусть интуитивно, но понимает, что его любимый процессор все-таки не зря отмаркирован на какую-то определенную тактовую частоту (срабатывает чисто житейское соображение: в AMD ведь нет меценатов, чтобы, скажем, продавать «натуральный» Athlon XP 2700+ гораздо дешевле, чем он есть, под видом Athlon XP 1700+?!). Между тем, после очередного успешного повышения частоты вплоть до поднебесья и скоротечных проверок работоспособности системы каким-нибудь свежеиспеченным «стабилити-тестом» оверклокер радостно вскрикивает: «Ура! Работает, поганец!». И начинает усиленно загонять искорки возникших было сомнений далеко в глубины своего подсознания, упиваясь новым рекордом оверклокинга. Однако если б этот незадачливый оверклокер знал, какие сюрпризы может в дальнейшем преподнести ему разгон, то наверняка не стал бы уж так по-детски радоваться.

Сюрприз первый

Процессор - не камень, как многие думают, а сверхсложное микроэлектронное устройство, на которое в равной степени распространяется влияние всех физических процессов, что имеют место в других изделиях микроэлектроники, и которое имеет вполне определенные технологические пределы своей правильной и надежной функциональности. Негативное влияние на работоспособность процессора оказывает как собственно само повышение рабочей частоты, так и практикуемое оверклокерами дополнительное повышения напряжения питания ядра. Особенно вредоносно как раз повышенное напряжение питания: современные процессоры, выполненные по нормам 0,13 мкм, очень чувствительны к этому параметру, и повышение напряжения даже на 5-10% (что для предыдущих поколений процессоров считалось относительно безопасной процедурой) сильно ускоряет процессы деградации окисла (подробнее об этом в статье ). Скорый отказ процессора - очень вероятный финал таких манипуляций.

У многих еще на слуху шумиха вокруг так называемого SNDS («Sudden Northwood Death Syndrome» - «синдром внезапной смерти Pentium 4 на ядре Northwood»), когда у заядлых забугорных оверклокеров, по наивности задиравших напряжение ядра чуть ли не до 1,9-2 В, «внезапно сгорал» их любимый и капитально разогнанный Pentium 4 Northwood, причем, как они заявляли, «без всяких на то причин». Причины такому неважнецкому поведению процессора, конечно, были, и самая главная из них - как раз ускоренная деградация окисла, которая стала следствием увеличения напряжения питания ядра намного выше всех допустимых пределов. Аналогичный синдром, назовем его STDS («Sudden Thoroughbred Death Syndrome»), имеет место быть и у Athlon на ядре Thoroughbred, только подобные отказы работники сервисов обычно приписывают к «внутренним тепловым повреждениям процессора», вероятнее всего, по незнанию истинных причин.

Процессоры, выполненные по нормам 0,09 мкм, будут еще более капризными в отношении напряжения питания. Вероятно, «разгон напряжением» в будущем вообще может просто исчезнуть как класс.

Сюрприз второй

Разогнанные процессоры потребляют большую мощность (а значит, демонстрируют и большее и тепловыделение), чем их «натуральные» собратья. Так, капитально разогнанные Athlon XP Thoroughbred cpuid681 (т. е. Thoroughbred-B, очень популярные в рядах отечественных оверклокеров) в определенных случаях могут потреблять ток до 50 А и рассеивать тепловую мощность 85-90 Вт! В таких условиях процессор, даже снабженный высокоэффективной системой охлаждения, работает в очень напряженном тепловом режиме (локальная температура отдельных, интенсивно нагруженных блоков может достигать 100°C и выше). Как результат, создаются тепличные условия (и в переносном, и в буквальном смысле) для целого букета вредоносных термоактивационных процессов, среди которых наиболее опасна электромиграция. Горячая парочка вредин (деградация окисла и электромиграция) начинает вовсю хозяйничать в силиконовых недрах процессора, и отказ последнего (уже больше теплового, чем электрического свойства) не заставит себя долго ждать.

Сюрприз третий

Многие материнские платы от популярных тайваньских и китайских производителей (не важно, для Socket A или Socket 478), претендующие на звание «оверклокерских», на практике таковыми совсем не являются. Они не то что разогнанные, а даже «натуральные» процессоры держат не слишком уверенно. Некоторые отдельные экземпляры порой просто поражают своей изобретательностью: елки-палки, как вообще это все худо-бедно, но, однако ж, работает, ведь по всем прикидкам шансов завестись у платы почти что нет?! Так и подмывает воскликнуть: «Честь и хвала китайским инженерам, доблестным труженикам платостроения!». :)

Общая беда многих и многих плат - не слишком оптимальная разводка и весьма посредственные схемы питания процессора, AGP, модулей памяти и т. д., выполненные, так сказать, по норме-минимум. Эти платы «предоставляют» пользователю богатейшие возможности оверклокинга, но реально обеспечить их на уровне железа, как правило, оказываются не в состоянии. Слабосильные двухканальные преобразователи напряжения питания процессора, собранные на далеко не самой передовой элементной базе и, зачастую, с недостаточной фильтрацией как на входе (по линиям +12 В или +5 В), так и на выходе схемы (линии V core), по-прежнему остаются распространенным явлением среди материнских плат Socket A.


Двухканальный преобразователь напряжения: 2 ШИМ-стойки и фрагмент выходного LC-фильтра

Подобные «экономичные» схемы обычно не обеспечивают даже стандартных «электрических» потребностей более-менее мощных процессоров, не говоря уже о разогнанных экземплярах, сильно жадных до тока. Из-за неприемлемой фильтрации здесь линии питания V core зашумлены иногда просто до безобразия: отмечается как сильное высокочастотное дребезжание сигнала (производитель «экономит» на проходных SMT-конденсаторах), так и недопустимые выбросы напряжения в моменты переключения транзисторов в ШИМ-стойках (производитель «экономит» на сглаживающих электролитических конденсаторах или ставит изделия сомнительного качества). В результате серьезно страдают и процессор, и сам преобразователь напряжения. Начинают появляться разного рода «зависоны», сбои, отказы (которые часто списывают на «мастдайный» нелицензионный Windows, «кривые» руки пользователей и т. п., но никогда - на плачевную ситуацию с железом), и о действительно надежной работоспособности системы тут остается уже только мечтать.

Еще свежа в памяти известная «сага о конденсаторах», когда у «счастливых» владельцев некоторых моделей материнских плат (особенно «отличились» в этой «саге» Abit и MSI) лавинообразно текли и вспучивались конденсаторы в цепях преобразователя напряжения, что всегда заканчивалось отказом платы. Возникло даже новое направление бизнеса - перепайка этих конденсаторов, ибо пострадавшие платы выходили из строя в основном по истечении гарантийного срока. :)

Вендоры потом благополучно все списали на факт промышленного шпионажа (надо отметить, с очень занимательным детективным сюжетом), пообещали больше так не делать и использовать только качественные конденсаторы. Однако фактор негативного влияния разгона в очередной раз тихо-смирно остался за кадром: преобразователи-то там работали фактически в предельном режиме, чем и «помогли» конденсаторам отправиться в мир иной (впрочем, те конденсаторы действительно имели весьма сомнительное качество).

Есть шансы, что эта «сага» может получить продолжение и на некоторых недавних и даже свежих материнских платах, через годик-другой.

Разгон оказывает не лучшее косвенное влияние и на «глобальную» разводку материнских плат. «Полнофичные» функции оверклокинга неминуемо сопровождаются появлением на плате разного рода мультиплексоров сигналов VID и FID, немалого количества ключевых цепочек, окружающих блоки джамперов и DIP-переключателей, и серьезным усложнением кода BIOS. Все это перенасыщает плату (некоторые производители умудряются монтировать определенные элементы даже на «обратной» стороне платы, что, вообще говоря, не есть хороший тон проектирования), на пользу ее стабильности явно не идет. Возникает вопрос (судя по всему, риторический): «А почему бы производителям не оставить далеко в стороне увлечение разгонными «фичами» и вместо этого взять, да и развести плату пооптимальнее, поставить на нее нормальные качественные схемы питания и предложить пользователю в итоге качественный надежный продукт, без всяких оверклокинговых фикций?»

Забавно, но на сегодняшний момент к стопроцентно «оверклокерским» платам можно отнести, пожалуй, только некоторые модели от Intel и Fujitsu-Siemens. Однако эти производители не снабжают свои платы оверклокерскими «фичами» (ограничиваясь функциями тюнинга памяти и AGP). И правильно делают!

Список сюрпризов разгона можно свободно продолжить и дальше, но, думается мне, что вполне достаточно и этих первых трех, чтобы осознать, насколько тернист и труден путь оверклокера, и к чему он приводит, в конце концов.

Итак, судя по всему, оверклокинг не только фактически бесполезен, но и представляет серьезную опасность для здоровья компьютера, нервно-психического здоровья пользователя и кошелька последнего. Если разгон на деле оказывается совсем не выгодным пользователю, то кто тогда зажигает эту звезду и поддерживает термоядерные реакции в ней? Попробуем разобраться!

Экономические аспекты

Как правило, пользователь, в той или иной степени пострадавший от сюрпризов оверклокинга во всем винит торгующие организации. И, стоя у окошка гарантийной мастерской, колотит себя в грудь, вопит: «Во гады! Продали мне бракованный процессор, а брать его обратно не хотят, сволочи!». ;-)

Однако, рассуждая логически, можно предположить, что как раз именно тот, кто заказывает музыку, сам обычно и пляшет. Вполне четкие и конкретные плясуны в ходе наших размышлений отлично видны - это, в первую очередь, производители «оверклокерских» материнских плат! Некоторые торгующие организации, конечно, тоже не ангелы: нарушений прав потребителей и навязывания им совершенно левых обязанностей ой как не мало на сегодня! Прочтите внимательно правила гарантийного обслуживания, которые устанавливаются организациями розничной торговли комплектующими/ПК, практически везде они в каких-то отдельных положениях (а иной раз, даже почти во всем) не соответствуют действующему законодательству РФ!

Тем не менее, все лица (физические или юридические), принадлежащие цепочке пользователь-дилер-дистрибутор, изначально оказываются в ущербном положении. Если, допустим, выходит из строя какая-то материнская плата, то в худшем для пользователя случае цепочка обрывается уже сразу на нем. «Тут оверклокингом попахивает! В гарантии отказать!», - оглашает свой вердикт инженер сервисной мастерской (хотя пользователь, возможно, им никогда и не занимался, даже не знает, что это такое!), и покупатель понуро идет домой, с бесполезным уже куском текстолита и негативными эмоциями в отношении продавца. В лучшем случае покупателю производится замена материнской платы или возврат денег (последнее сродни чуду). Но в трудном положении оказывается теперь уже продавец - ему предстоит очень неприятный разговор с дистрибутором. На последнем собственно и оборвется вся цепочка, когда он в очередной раз услышит брошенную венцом пирамиды - вендором, фразу с едва уловимым китайским акцентом: «Obvious overclocking results! Request rejected!» («Нас не проведете! В запросе отказано!»). А что вы еще хотели? Оверклокинг - это строго запрещено! Так что, гуляйте, господа хорошие! :)

Еще одни очевидные танцоры - ушлые дельцы, промышляющие торговлей так называемыми «суперразгоняемыми и стопроцентно оттестированными процессорами», с определенной наценкой относительно их «натуральной» стоимости. Эти деятели хорошо прижились на американских просторах, да и у нас уже начинают кое-где произрастать. Но если в америках гарантии строго оговорены и все-таки исполняются (процессор вам поменяют или отдадут деньги обратно без каких-то особых вопросов, за редкими исключениями), то в наших родных пенатах рассчитывать на подобное добродушие явно не стоит. К тому же гарантия на такие «товары» обычно устанавливается в пределах от двух недель до 6 месяцев, что, надо отметить, вполне разумно со стороны торговцев, ведь дольше эти суперразгоняемые процессоры просто не проработают! Не знаю, кому как, но мне все эти ребята очень напоминают лохотронщиков, делающих свои «безобидные» дела в оживленных местах города.

Что ж, похоже, действительно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. В очереди у порога гарантийной мастерской! Кто тут следующий? За кем занимать? ;-)

Вместо заключения

Мужественный матрос Железняк в свое время отчеканил, обращаясь к депутатам учредительного собрания: «Караул устал!». Друзья, не пора ли и нам, добропорядочным потребителям, набраться мужества и заявить: «Мы устали! Мы устали от этого безобразия, имя которому оверклокинг! Также, как и торгующие организации устали бороться с нерадивыми и недобросовестными оверклокерами! Это постоянно и неминуемо затрагивает наши, честных людей, интересы!». И, наконец-то спросить у производителей оверклокерских продуктов: «Господа! А вы сами-то не устали? Не устали проводить политику двойных стандартов в отношении оверклокинга? Или все это, как заправское шоу, должно продолжаться и продолжаться?»

Что же касается вопроса, обозначенного в заголовке статьи, то привилегию ответить на него рискну оставить нашим читателям. Ответ, мне кажется, очевиден. А вам?

Понятие оверклокинга появилось в обиходе пользователей еще с тех пор, как возникли первые компьютеры. Несмотря на давность происхождения этого термина, далеко не все современные пользователи четко понимают все аспекты и нюансы оверклокинга. Что это такое в нынешней трактовке, далее и попытаемся разобраться. После прочтения данного материала многие из тех, кто хочет заняться такими действиями, сможет их выполнить без особого ущерба для компьютерной системы. Однако для этого сначала необходимо выяснить, каковы сами выполняемые действия и риски, с ними связанные.

Что значит оверклокинг в общей трактовке?

Вам будет интересно:

Сам термин происходит от английского слова overclocking и означает разгон какого-то оборудования в виде установленных «железных» компонентов с целью повышения быстродействия всей системы в целом. При этом в режиме оверклокинга оборудование начинает работать не с использованием штатных параметров, а с их превышением. За счет чего это достигается? Если кто не знает, любой компонент системы как бы имеет запас прочности, то есть позволяет установить для его работы повышенные значения той же частоты и напряжения, за счет чего, собственно, и достигается обеспечение более высокой производительности.

На протяжении развития всего рода человеческого, нашими неотъемлемыми спутниками были камни. Топоры, наконечники стрел… пирамиды в конце-концов! Один кремний чего стоит - ведь именно благодаря ему мы раздобыли огонь. Пускай не так давно, но уже во имя развития компьютерной индустрии в "бронзовом" веке люди решили терзать свои "камни" опять. С чего все началось, мы даже думать боимся. То ли еще с древних Z80, то ли поздней, на серии 286/386 процессоров, в какой то момент некая группа народа открыла для себя новое увлекательное занятие, вернее, стала основателем нового направления - оверклокинг . Слово, собственно говоря, не наше, с английского переводится как "раскрутка". У нас определение приняло немного иной вид - разгон , то есть повышение производительности. О том, что это такое и как оно происходит, мы поведаем в данной статье.

С чего началось

В те славные годы, когда цены на компьютерные комплектующие буквально зашкаливали, процессоры поддавались разгону не так-то просто. Если сейчас разогнать компьютер не составляет практически никакого труда - наличие клавиатуры и соответствующего программного обеспечения позволяют сделать это буквально за несколько минут, - то тогда повышение тактовой частоты происходило с применением паяльника, перестановки джамперов и замыканием ножек у процессоров. То есть в то время разгон был доступен только избранным - смелым, самоотверженным и опытным технарям.

Но разгону поддавались не только процессоры. Следующими стали видеокарты и оперативная память, а совсем недавно энтузиасты добились повышения производительности оптической мыши.

Зачем это надо?

А, собственно, ради чего мы собрались что-то делать? Давайте сложим все плюсы и минусы, дабы понять, а так ли оно нам надо? К плюсам можно отнести следующие пункты:

  • Повышенная производительность еще никогда и ни кому не мешала. Её возрастающее количество точно предсказать нельзя, все зависит от используемых комплектующих. Например, прирост от разгона процессора при мощной видеокарте почти всегда повышает скорость в 3D-приложениях. Хотя, даже не ставя целью повышение производительности в играх, продуктивность компьютера в целом будет распространяться на архивирование, перекодировку, редактирование видео/звука, арифметические вычисления и другие полезные операции. А вот от "тюнинга" памяти выигрыш, скорее всего, будет не такой большой, как от разгона процессора или видеокарты.
  • Многие понятия, с которыми вы познакомитесь в процессе оверклокинга, дадут бесценный опыт.

А вот и другая сторона медали:

  • Есть риск погубить аппаратуру. Хотя это зависит от ваших рук, качества используемых комплектующих и, наконец, умения во время остановиться.
  • Сокращение срока работы разгоняемых комплектующих. Тут, увы, ничего не поделаешь: при повышенном напряжении и весьма неслабой частоте вкупе с плохим охлаждением можно сократить срок службы "железа" раза в два. Многим это может показаться неприемлемым, но есть одна деталь: в среднем, срок работы современного процессора составляет от десяти лет. Много это или мало, каждый решает для себя сам. Мы лишь напоминаем о том, что по состоянию на сегодняшний день прогресс достиг такой скорости развития, что процессор, выпущенный два-три года назад, считается уже непозволительно устаревшим. Чего уж говорить про пять…

Основные понятия

Спроектировав процессор, производитель создаёт целую серию (линейку) с различными его характеристиками, причём зачастую на основе одного единственного процессора. Почему, вы мне скажите, на двух одинаковых процессорах различаются частоты? Неужели вы думаете, что компания, их выпускающая, умудряется программировать каждый процессор на определенную частоту? Разумеется, есть иной способ. Частота младших процессоров линейки без проблем может достигать даже старших, более того, иногда превышая его. Но со всех сторон подстерегают скрытые проблемы, одна из которых - вопрос удачного подбора "камня"... однако это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз. Потому как для дальнейшего изучения материала необходимо ознакомиться со всем терминами, которые так или иначе будут фигурировать в тексте.

BIOS (Basic Input-Output System) - Элементарная система ввода/вывода. По сути, является посредником между аппаратной и программной средами компьютера. А конкретней, она представляет собой небольшую конфигурационную программу, содержащую настройки для всего "железного" содержимого вашего компьютера. В настройки можно вносить свои изменения: например, изменять частоту процессора. Сам BIOS располагается на отдельном чипе с флэш-памятью непосредственно в материнской плате.

FSB (Front Side Bus) - Системная или процессорная шина - это основной канал обеспечения связи процессора с остальными устройствами в системе. Системная шина также является основой для формирования частоты других шин передачи данных компьютера, вроде AGP, PCI, PCI-E, Serial-ATA, а также оперативной памяти. Именно она служит основным инструментом в повышении частоты CPU (процессора). Умножение частоты процессорной шины на процессорный множитель (CPU Multiplier) и обеспечивает частоту процессора.

Начиная с Pentium 4 , корпорация Intel стала применять технологию QPB (Quad Pumped Bus) - она же QDR (Quad Data Rate) - суть которой состоит в передаче четырех 64-разрядных блоков данных за такт работы процессора, т.е. с реальной частотой, например, в 200Mhz мы получаем 800Mhz эффективной.

В тоже время у некогда конкурирующих AMD Athlon передача идёт по обоим фронтам сигнала, в результате эффективная скорость передачи в два раза выше, чем реальная частота, 166Mhz у Athlon XP дает 333 эффективных мегагерц.

Приблизительно так же обстоят дела в линейке процессоров от AMD - K8, (Opteron, Athlon 64, Sempron(S754/939/AM2)): шина FSB получила продолжение, теперь она является лишь опорной частотой (тактовый генератор - HTT), умножив на которую специальный множитель мы получим эффективную частоту обмена данными между процессором и внешними устройствами. Технология получила название Hyper Transport - HT и представляет собой особые высокоскоростные последовательные каналы с частотой синхронизации 1 ГГц при "удвоенной" скорости передачи (DDR), состоящих из двух однонаправленных шин шириной 16 бит. Максимальная скорость передачи данных составляет 4 Гбит/с. Также от тактового генератора формируется частота процессора, AGP, PCI, PCI-E, Serial-ATA. Частота памяти получается от частоты процессора, благодаря понижающему коэффициенту.

Джампер представляет собой некий "замыкатель" контактов, собранный в миниатюрном корпусе. В зависимости от того, какие именно контакты на плате замкнуты (или какие не замкнуты), система определяет собственные параметры.

Процессор

Процессорный множитель (Frequency Ratio/Multiplier) позволяет добиться необходимой нам итоговой частоты процессора, оставляя при этом частоту системной шины неизменной. В настоящий момент во всех процессорах Intel и AMD (кроме Athlon 64 FX, Intel Pentium XE и Core 2 Xtreme) множитель является заблокированным, по крайне мере в сторону увеличения.

Процессорный кэш (cache) - небольшое количество очень быстрой памяти, встроенной непосредственно в процессор. Кэш оказывает значительное влияние на скорость обработки информации, так как хранит в себе данные, выполняющиеся в данный момент, и даже те, которые могут понадобиться в ближайшее время (руководит этим в процессоре блок предвыборки данных). Кэш бывает двух уровней и обозначается следующим образом:

L1 - кэш первого уровня, наиболее быстрый и менее емкий из всех уровней, непосредственно "общается" с процессорным ядром и чаще всего имеет разделенную структуру: одну половину под данные (L1D ), вторую - инструкции (L1I ). Типичный объем для AMD S462 (A) и S754/939/940 процессоров составляет 128Kb, Intel S478\LGA775 - 16Kb.

L2 - кэш второго уровня, в котором находятся данные, вытесненные из кэша первого уровня, является менее быстрым, но более емким. Типичные значения: 256, 512, 1024 и 2048Kb.

L3 - в настольных процессорах применялся впервые в процессоре Intel Pentium 4 Extreme Edition (Gallatin) и имел емкость в 2048Kb. Также уже довольно давно нашел себе место в серверных CPU, а вскоре должен появится в новом поколении процессоров AMD K10.

Ядро - кремниевый чип, кристалл, состоящий из нескольких десятков миллионов транзисторов. Он, собственно, и является процессором - занимается выполнением инструкций и обработкой поступающих к нему данных.

Процессорный степпинг - новая версия, поколение процессора с измененными характеристиками. Судя по статистике, чем больше степпинг, тем лучше разгоняется процессор, хотя и не всегда.

Наборы инструкций - MMX, 3DNow!, SSE, SSE2, SSE3 и т.д. Начиная с 1997 года, с внедрением кампанией Intel первой в истории процессоростроения инструкции MMX (MultiMedia eXtensions), оверклокеры получили еще один способ увеличения производительности. Эти инструкции являются ничем иным как концепцией SIMD (Single Instruction Many Data - "одна команда - много данных") и позволяют ни много ни мало обработку нескольких элементов данных посредством одной инструкции. Сами по себе они, разумеется, не повысят скорость обработки информации, но с поддержкой этих инструкций программами определённый прирост отмечается.

Техпроцесс (технология изготовления) - наряду с различными оптимизациями, проводимыми с каждым новым степпингом, уменьшение техпроцесса является наиболее действенным способом по преодолению границы разгона процессора. Обозначается странным буквосочетанием "мкм", "нм". Пример: 0.13\0.09\0.065мкм или 130\90\65нм.

Socket (Сокет) - Тип разъема процессора для установки процессора в материнскую плату. Например, S462\478\479\604\754\775\939\940\AM2 и т.п.

Иногда кампании-производители наряду с числовым наименованием используют буквенные, так например S775 - он же Socket T, S462 - Socket A. Такая видимая путаница может немного дезориентировать начинающего пользователя. Будьте внимательны.

Память

SDRAM (Synchronous Dynamic Random Access Memory) - система синхронизации динамической памяти с произвольным доступом. К данному типу относится вся оперативная память, применяемая в современных настольных компьютерах.

DDR SDRAM (Double Data Rate SDRAM) - Усовершенствованный тип SDR SDRAM с удвоенным количеством данных передаваемых за такт.

DDR2 SDRAM - дальнейшее развитие DDR, позволяющее достичь вдвое большую частоту внешней шины данных по сравнению с частотой микросхем DDR при равной внутренней частоте функционирования оных. Вся управляющая логика ввода/вывода работает на частоте, в два раза меньшей скорости передачи, то есть эффективная частота в два раза выше реальной. Производится по более тонкому 90-нм техпроцессу и наряду со сниженным номинальным напряжением до 1.8V (с 2.5V у DDR) потребляет меньше энергии.

Реальная и эффективная частота памяти - с появлением DDR и DDR2 памяти в нашу жизнь вошло такое понятие как реальная частота - это частота, на которой работают данные модули. Эффективная же частота - это та, на которой память работает по спецификациям стандартов DDR, DDR2 и других. То есть с удвоенным количеством передаваемых данных за такт. Для примера: при реальной частоте DDR 200Mhz эффективная составляет 400Mhz. Поэтому в обозначениях она чаще всего значится как DDR400. Данный фокус можно рассматривать не более чем маркетинговый ход. Таким образом, нам дают понять, что, раз данных за такт передается в два раза больше, значит, и скорость в два раза выше… что далеко не так. Но для нас это не столь важно, не стоит углубляться в дебри маркетинга.

Реальная частота, MHz Эффективная частота, MHz Пропускная способность, Mbps
100 200 1600
133 266 2100
166 333 2700
200 400 3200
216 433 3500
233 466 3700
250 500 4000
266 533 4200
275 550 4400
300 600 4800
333 667 5300
350 700 5600
400 800 6400
500 1000 8000
533 1066 8600
667 1333 10600

Обозначение памяти по теоретической пропускной способности - покупая память наряду с привычными обозначениями вроде DDR 400 или DDR2 800, в нашем случае можно увидеть такие наименования как PC-3200 и PC2-6400. Все это ничто иное, как обозначение одной и той же памяти (DDR 400 и DDR2 800 соответственно), но только в теоретической пропускной способности, указываемой в Mb\s. Очередной маркетинговый ход.

Обозначение памяти по времени доступа - время, в течение которого происходит считывание информации из ячейки памяти. Обозначается в "ns" (наносекунды). Для того чтобы перевести эти значения в частоту, следует разделить 1000 на количество этих самых наносекунд. Таким образом, можно получить реальную частоту работы ОЗУ.

Тайминги - задержки, возникающие при операциях с содержимым ячеек памяти, приведенные далее. Это отнюдь не все их количество, а только самые основные:

  • CAS# Latency (tCL) - период между командой чтения и началом передачи данных.
  • tRAS (ACTIVE to PRECHARGE command) - минимальное время между командой активации и командой закрытия одного банка памяти.
  • tRCD (ACTIVE to READ or WRITE delay) - минимальное время между командой активации и командой чтения/записи.
  • tRP (PRECHARGE command period) - минимальное время между командой закрытия и повторной активации одного банка памяти.
  • Command rate (Command Rate: 1T/2T) - задержки командного интерфейса, происходящие из-за большого количества физических банков памяти. Ручной настройке поддается пока только на не Intel чипсетах.
  • SPD (Serial Presence Detect) - чип, находящийся на модуле оперативной памяти. Содержит в себе информацию о частоте, таймингах, а также производителе и дате изготовления данного модуля.

Теория

Каким именно образом мы будем превышать номинальную частоту процессора, вы уже догадались, верно? Все просто как бублик: у нас есть системная шина (aka FSB или тактовый генератор - для AMD K8) и процессорный множитель (он же коэффициент умножения). Элементарно меняем числовые значения одного из них и на выходе получаем требуемую частоту.

Для примера: мы имеем некий процессор со стандартной частотой в 2200MHz. Начинаем думать, а почему же это производитель так пожадничал, когда в этой же линейке с таким же ядром есть модели с 2600MHz и выше? Нужно это дело поправить! Существует два способа: изменить частоту процессорной шины или изменить процессорный множитель. Но для начала, если вы не имеете даже начальных знаний в компьютерной технике и не в состоянии по одному только названию процессора определить стандартную для него частоту FSB или его множитель, советую применить более надёжный метод. Специально для этого существуют программы, позволяющие получить исчерпываемую информацию по своему процессору. CPU-Z в своём сегменте является лидером, однако есть и другие. Можно с таким же успехом использовать SiSoftware.Sandra, RightMark CPU Clock Utility. Воспользовавшись полученными программами, мы можем легко вычислить частоту FSB и множитель процессора (а заодно еще кучу ранее неизвестной, но чертовски полезной информации).

Возьмем, к примеру, процессор Intel Pentium 2.66GHz (20x133MHz) на ядре Northwood.

После нехитрых операций в виде поднятия частоты FSB, мы получаем 3420MHz.

Вот оно как! Мы уже видим, как в ваших умах закопошились извилины, умножающие немыслимые числа на чудовищные коэффициенты… не так быстро друзья! Да, вы все отлично поняли: для разгона нам понадобится либо увеличение множителя, либо частоты системной шины (а лучше всего сразу, и, главное, побольше - прим. скрытой внутренней жадности). Но не все так просто в нашей жизни, палок в колесах хватает, поэтому давайте прежде, чем приступать, ознакомимся с ними.

Вам уже известно, что большинство присутствующих на рынке процессоров имеют заблокированный множитель… ну, по крайней мере, в ту сторону, куда бы нам хотелось - в сторону увеличения. Такая возможность есть только у счастливых обладателей AMD Athlon 64 FX и некоторых моделей Pentium XE. (Варианты с раритетными Athlon XP, выпущенными до 2003 года, не рассматриваются). Данные модели практически без проблем (возней с памятью и недостаточным запасом частоты FSB у материнской платы) могут гнать свои и так уже "неслабочастотные" "камни". Разблокированный множитель в этой серии процессоров есть ничто иное, как подарок пользователям, отдавшим весьма немалые деньги. Всем остальным, кто не в состоянии тратить 1000$ на процессор, следует идти (нет, отнюдь не лесом) просто другим путем…

Повышение частоты FSB или тактового генератора. Да, это и есть наш спаситель, который практически в 90% случаев является основным инструментом для разгона. В зависимости от того, насколько давно вы приобрели свой процессор или материнскую плату, будет разниться ваша стандартная частота FSB.

Начиная с первых Athlon у AMD и Intel Pentium на S478, стандартом была 100MHz системная шина. Далее "Атлоны" перешли сначала на 133, затем 166 и в конце концов закончили свою жизнь на 200Mhz шине. Intel тоже не спала и постепенно увеличивала частоты: 133, затем сразу 200, теперь уже 266, и даже 333MHz (1333Mhz в пересчете QDR).

То есть, имея современную материнскую плату с хорошим потенциалом к увеличению частоты тактового генератора (собственно этот кварц, управляющий частотой FSB, также может обозначаться как PLL), все становится предельно просто - это увеличение самой частоты. До каких пределов и как собственно ее изменять, мы поговорим чуть позже.

Надеемся, вы не забыли что такое FSB? Нет, имеются ввиду не мегагерцы, на которых она работает, а непосредственное значение. FSB - это системная шина, связывающая процессор с другими устройствами в системе. Но в тоже время она является основой для формирования частоты других шин, таких как AGP, PCI, S-ATA ,а также оперативной памяти. И что же это значит? А значит это то, что при повышении оной мы будем автоматически повышать частоты AGP, PCI, S-ATA и "оперативки". И если повышение последней в разумных пределах только нам на руку (в настоящее время исключительно материнские платы на основе чипсета NVIDIA nForce4 SLI Intel Edition умеют разгонять процессор независимо от памяти), то вот S-ATA, PCI и AGP с PCI-E нам разгонять совершенно не нужно. Дело в том, что они довольно-таки чутко воспринимают подобные эксперименты и отвечают нам весьма неприятными последствиями. Номиналы данных шин составляют: PCI - 33.3Mhz, AGP - 66.6Mhz, SATA и PCI-E - 100Mhz. И значительно превышать их крайне не рекомендуется. Нестабильная работа того же S-ATA может привести к потере данных с вашего S-ATA диска!

То есть, это очень значительное ограничение… было. А дело вот в чем: смекнув о пользе такого просчета, некоторые производители чипсетов решили данную проблемку устранить самостоятельно. Началось все с того, что начали применяться специальные делители, автоматически переключающие шины PCI и AGP на номинал при 100, 133, 166…MHz. (и возникали такие интересные ситуации, при которых процессор был стабилен при 166Mhz, изначально работавший на 133, а вот на 165 - ни в какую!), теперь вы понимаете, почему. Но не всех этот урок научил. Далеко за примерами идти не нужно: выпущенный вначале эры Athlon 64 чипсет VIA K8T800. Имея весьма неплохую функциональность и цену, он банально не умеет фиксировать частоты PCI\AGP\S-ATA при повышении HTT. То есть, больше чем 220-230Mhz прироста по тактовому генератору вы не получите. Вот так, грустно господа. Будьте бдительны, не попадитесь на подобный чипсет (хотя он и староват уже малость).

Таким образом, мы ставим точку на этом разделе статьи и переходим к следующему. Немного рассмотрели теоретическую часть, плюс немного нюансов, которые могут попасться на вашем пути. Пора, что ли, приступать уже к делу. Заодно разбираясь по ходу, какие еще палки из колес предстоит вынимать.

Продолжение следует…